Главная Новости Форум Файлы
Государственное бюджетное образовательное учреждение Псковской области "Красногородская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - "Агрошкола"
Отчет о самообследовании учебно-воспитательного процесса

Отчет о результатах самообследования за истекший учебный год

Педагогический коллектив в 2012-2013 уч. году работал над проблемой «Система работы по стимулированию позитивного поведения и мотивации к учебной деятельности»
Цель работы: создание условий для развития системы образования школы-интерната, обеспечивающей формирование конкурентно способной личности, готовой к саморазвитию, к самоопределению и творческому преобразованию окружающего мира.
Основными задачами были:
1. Освоение педагогами школы-интерната инновационных технологий обучения и воспитания, обеспечивающих ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, способностей.
2. Формирование образовательного пространства школы-интерната, обеспечивающего необходимые условия для развития когнитивной сферы личности воспитанников, их самореализации.
3. Создание условий для перехода на федеральный государственный стандарт начального общего образования (1 класс).
4. Создание оптимальной среды для профессионального роста и творчества педагогов.
5. Создание условий по сохранению физического, психологического здоровья учащихся, педагогических работников и социальной адаптации учащихся.
В 2012-2013 уч. году к Агрошколе было пристальное внимание со стороны руководства региона и общественности: в октябре 2012г. на базе школы-интерната проходило заседание Наблюдательного совета по аграрному образованию при Администрации области под руководством зам. губернатора области Перникова С.Г., с участием руководителей учреждений профессионального образования, ведущих подготовку кадров по профессиям сельскохозяйственного профиля, руководителей ОУ, предриятий области агропромышленного комплекса. По итогам работы приняты важные решения:
1-ГБОУ «Красногородская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- «Агрошкола», с позиций Государственного Управления Образования Псковской области, представляется перспективным для решения определённых задач подготовки кадров для аграрного сектора Псковской области;
2-своевременная подготовка и разработка проекта «Агропедагогический кластер «Агрошкола» (АКА) формирует позитивные предпосылки для решения важных проблем ГБОУ «Красногородская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- «Агрошкола».
В 2012-2013 уч. году в школе-интернате образовательный процесс осуществляют - 62 педагога: в том числе 2 соц. педагога, матер проф. обучения, 3 совместителя. С высшим образованием – 39 педагогов, со средним специальным – 21, 25 педагогов (40%) имеет высшую квалификационную категорию, 21(34%) – первую, 11(17%) – вторую. В течение 2012-2013 уч. года успешно прошли аттестацию 17 педагогов (27%),из них 14(23%) повысили свои категории (2-на высшую категорию, 12-на первую категорию). В интернате 4 Заслуженных учителя РФ, 5 человек имеют звание «Почётный работник общего образования РФ». Педагогический коллектив школы достаточно опытный, с высокой работоспособностью и открыт для творчества.
Яркое тому подтверждение – успехи коллег на профессиональных конкурсах.
Достижения педагогов
Участие в конкурсах профессионального мастерства 2012-2013 уч.г.
международного
X Международный конкурс «Учитель года «Пушкиногорье - 2013»- 2 место- Поздышев Геннадий Борисович
Первая международная образовательная научно- практическая онлайн конференция «Новая школа- мой маршрут»-2012г.- диплом Лауреата -Андреева В.А.
регионального
Лауреаты конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям в рамках национального проекта «Образование» ( из областного бюджета):
2013- Трофимова И.О.
XVIобластная конференция – семинар «ИКТ- компетенция современного учителя», конкурс методических разработок по применению ИКТ в образовательной деятельности- диплом победителя 3 место- Андреева В.А., диплом лауреата – Власова В.А.
I. Повышение профессионального уровня педагогов является одним из важных условий эффективной работы образовательного учреждения.
Проект "Модернизации региональных систем образования" подразумевает собой: повышение квалификации, профессиональную переподготовку учителей для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Повышение квалификации педагогов в период реформирования образовательной системы - насущная задача сегодняшнего дня. Невозможно говорить о перспективах развития, о реализации программы модернизации российского образования без системной работы по обучению кадров.
В школе сложилась определённая система работы по формированию, развитию, совершенствованию профессиональных качеств учителей. В плане школы работе с кадрами отводится значительная часть: педагогические советы, совещания с педагогами, деятельность МО воспитателей и динамических творческих групп учителей. Координирует работу ШМС, в состав которого входят администрация, руководители МО, наиболее опытные педагоги.
На получение эффективного результата деятельности нацелена вся структура методической работы, где значительная роль отводится педагогическим советам.
В соответствии с проблемой и задачами работы были проведены следующие педагогические советы:
Ноябрь
«Самооценка как средство управления Образовательным Учреждением»  
Январь
«Формирование адекватной самооценки, как условие успешного развития личности»
Март
«1.Организация деятельности ОУ в связи с введением ФГОС начального общего образования.
2.Создание условий для достижения образовательного потенциала выпускников достаточного для продолжения учёбы в средних и высших образовательных учреждениях по профилю сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции».
Все педагогические советы отличаются новаторским характером: январский педагогический совет - деловая игра с использованием метода мозгового штурма, где итогом стали ценные методические разработки по правовым управленческим, психолого-педагогическим и воспитательным аспектам, рекомендации по подготовке ЕГЭ и ГИА, или, например, педагогический совет в марте – это содержательный диалог в рамках заданных тем всех участников образовательного процесса.
Коллегиальным органом при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, родителей (законных представителей), учащихся, создаёт условия для развития их педагогического творчества, является научно-методический совет. Особо важные вопросы организации учебно-воспитательного процесса были вынесены на административные совещания:
- «Об итогах участия в школьников в предметных олимпиадах и творческих конкурсах»;
- «О создании условий для развития и повышения мотивации учебной деятельности»;
- «О формах и качестве преемственности на различных образовательных ступенях»;
- «Организация работы с Электронным Журналом».
ШМС осуществляет руководство деятельностью МО, работа которых нацелена на освоение каждым учителем содержания основных требований и идей новых учебных программ (в связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты), внедрение и использование инновационных технологий. Виды деятельности: открытые уроки, творческие отчёты, предметные недели. Проанализировав работу методических объединений и творческих групп педагогов следует отметить, что эффективно и целенаправленно велась работа по освоению педагогами современных методик и технологий обучения и воспитания, самоанализу уроков (занятий). Открытых уроков (мероприятий) было дано 31.  В течение учебного года педагогами школы-интернат проведены в рамках деятельности РМО следующие открытые мероприятия:
МО учителей начальных классов.
1.Роголева Е.М. – урок по теме: «Природные зоны. Арктика.»- 4 класс.
2.Кузьмина Л.А.- мероприятие «Золотая Осень»- 3 класс.
МО учителей математики, физики, информатики.
3.Иванова А.В., Петрова Т.А. – интегрированный урок (физика, математика)
по теме: «Графики линейной функции в механики»- 9 «А» класс.
4.Власова В.А., Фёдорова Д.С.  - интегрированный урок (информатика,
математика) по теме: «Теорема Пифагора»- 8 «А» класс.
5.Андреева В.А., Богданова Н.Г. - интегрированный урок (физика, математика) по теме: «Сила трения. Линейная функция»- 7 «А» класс.
МО учителей русского языка и литературы.
6.Новожилова О.А.- урок (русский язык): «Систематизация и обобщение по теме: «Деепричастие» - 7 «А» класс.
7.Ефимова Н.Н. – урок (русский язык):«Орфография. О и Ё после шипящих»-
9 «А» класс.
МО учителей истории и обществознания.
8.Иванова Д.Н.- урок (история): «Крымская война в лицах» - 8 «А» класс.
9.Борисенкова Ю.Н.-урок(обществознание): «Международное гуманитарное
право»-9 «А» класс.
10.Литературно-музыкальная композиция: «О мужестве…О музыке…
О подвиге…»(подготовлена творческим коллективом педагогов школы).
МО учителей химии, биологии, географии.
11.Трофимова И.О., Степанова Т.В. – урок (химия, география): «Азотные
удобрения» - 9 «А» класс.
12.Степанова Н.Е. – интегрированный урок (биология, экономика):
«Такая разная биология»- 10,11 классы.
МО учителей физ. культуры.
13.Кузьмин Н.А, Петров В.Ф. – урок (физ. культура): «Лыжная подготовка»-8 «А»,8 «Б» класс.
Открытые мероприятия получили высокую оценку коллег - учителей Красногородского района.
В 2012-2013 учебном году педагоги систематически повышали свою квалификацию – 50 участников (81%) . Учились на курсах, организованных ПОИПКРО:« Моделирование, реализация, анализ современного урока», «Содержание и условия реализации ФГОС второго поколения», «Оценивание в условиях введения ФГОС» и др. Кроме этого педагоги активно работали на проводимых в школе курсах (проводит тьютор Власова В.А) - «Основы работы с ЭЖ», «Использование ИКТ для эффективной поддержки, сопровождения и оценивания проектно-исследовательской деятельности учащихся» и участвовали в мастер-классах: «Цифровой разрыв», «Организация исследовательской деятельности с учащимися», «Проект Агроклумба».
В школе-интернате создано единое информационно-образовательное пространство на основе информатизации всех компонентов образовательной системы ОУ:
- 95%-процентное использование педагогами информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе;
- информатизация деятельности служб и подразделений, сопровождающих образовательный процесс (социально-психологическая служба, мед. служба);
- регулярное информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями, органами управления, предприятиями и организациями районного и регионального уровня;
- информационно-управленческая система: ведение базы данных, делопроизводство на ПК,
- выход в Интернет.
Таким образом, представленная система организации методической работы, её содержательные принципы, её аналитические, прогностические и контролирующие функции служат надёжным ресурсом эффективной работы администрации и педагогического коллектива. Методическая система школы-интерната содержит потенциал и предпосылки для дальнейшего роста и совершенствования.
IIВажнейшим направлением работы школы в контексте новой образовательной инициативы «Наша новая школа» является выявление, развитие и поддержка одаренных детей, а один из показателей оценки качества образования – это участие и победы наших учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
В целях развития творческих способностей, интереса к учебной деятельности, создания необходимых условий для поддержания одаренных детей педагогами школы проводится целенаправленная работа по социализации воспитанников, активизации интеллектуальной и творческой деятельности детей: учащиеся активно и успешно участвуют  в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.
Результаты участия в олимпиадах и конкурсах в 2012-2013 уч.году :  
Всероссийский сетевой проект «Через тернии к звездам» -
1 место- команда «Ракета» ( 7 «А») руководитель Андреева В.А.
Олимпиады (муниципальный этап)
Олимпиада по биологии-1 место-Трушова В.(11 кл.)
Олимпиада по русскому языку – 2 место- Можаева А. ( 7 кл.).
Олимпиада по математике–3 место: Тимофеева И. (9 кл).,Трушова В.(11кл) Олимпиада по химии – 3 место - Тимофеева И. ( 9 кл.)
Олимпиада по ОБЖ- 3 место: Гончарова Е.(8 кл.),Бологан Е.(9 кл.) Олимпиада по физкультуре- 3 место: Савунова А.(11 кл.)
Математический конкурс (муниципальный этап) «Кенгуру- 2013»-
1 место: Иванов Артем (6 кл.),
2 место: Васильев П. ( 9 кл.),
3 место: Бологан Е.(9 кл.), Корнева В. (10 кл.)
Муниципальный этап конкурса «Русский медвежонок-2012г.»-
1 место: Тимофеева И. ( 9 кл.)., 
2 место: Лаздовский В. ( 9 кл.), Топалова Е. (6 кл.).
Конкурс англ. яз(муниципальный этап). «Британский бульдог-IV-2012г.»-
3 место: Трушова В. ( 11 кл.).
В 2012-2013 учебном году результаты участия наших воспитанников в спортивных соревнованиях следующие:
Уровень соревнований
Количество побед
Федеральный
2
Региональный
19
Победителей в разных видах спорта подготовили учителя физ. культуры: Поздышев Г.Б, Кузьмин Н.А., Петров В.Ф. Педагоги регулярно в школе-интернате организуют и проводят Дни Здоровья. Такая целенаправленная и системная работа способствует повышению мотивации учащихся к совершенствованию уровня здоровья, что важно на современном этапе Модернизации общего образования. В целях сохранения и укрепления здоровья школьников с 2011 учебного года введён 3-ий час физ. культуры в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011 г. №1994. Вопрос Здоровьесбережения очень актуален :у нас большой процент больных детей - важно повысить эффективность работы по предупреждению стрессовых ситуаций, травматизма на уроках и во внеурочной деятельности.
IVПоказатели качества образования.
В 2012-2013 учебном году в школе обучалось 15 классов-комплектов:10-общеобразовательных;5-специальных (коррекционных) VII вида. На начало учебного года – 143 ученика, на конец учебного года –144учащихся.
Численность обучающихся школы по годам составляет:
2010/2011 уч.г
2011/2012 уч.г
2012/2013 уч.г.
Общеобр.
Спец(кор.)
VII вида
Общеобр
Спец(кор.)
VII вида
Общеобр
Спец(кор.)
VII вида
Первая ступень обучения
22
13
7
18
14
12
Вторая ступень обучения
76
50
81
43
58
46
Третья ступень обучения
22
15
13
Всего обучающихся
120
63
103
61
85
58
Из таблицы видно, что контингент учащихся нестабилен: снижается численность обучающихся, прежде всего в общеобразовательных классах.
Итоги 2012-2013 уч.года.
Классы
Всего учащихся на конец учебного года
Переведены или выпущены
Получили аттестат
Оставлены на повтор
ное обуче
ние
Окон
чили на «4» и «5»
всего
в т.ч. переведены условно
в т.ч. со справкой
с золотым тиснением
с сере
бря
ным тиснением
с отличием
1-4 кл.
24
21
1
3
1
5-9 кл.
102
85
8
1
17
7
10-11 кл.
14
14
2
1
20
3
1-11 кл.
140
120
9
2
1
20
11
9 класс
30
28
1
2
3
11 класс
6
6
1
1
1
2
Переведены в следующий класс или выпущены 120 учеников: в том числе 24- в начальной школе, 85 в основной школе, 12 – в среднем звене.
Оставлены на второй год -20 обучающихся.
Окончили основную школу и получили аттестаты об основном общем образовании 28 обучающихся. 6 обучающихся 11 класса получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании.
Выпускница 11 кл. Трушова В. получила аттестат с серебряным тиснением, Выпускница 9 кл.Тимофеева И. получила аттестат с отличием.
1 обучающаяся 11 кл.(Светлова К.), 1 обучающаяся 10 кл (Самохина А.) выпущены со справкой. 2 учеников 9 «А» класса (Авдеева Ю., Богодаев А.) не были допущены к итоговой аттестации ,т.к. был не аттестованы по многим предметам.
Закончили учебный год на «5» и «4» 11 учеников(1 - начальной школе, 7 – основной школе, 3 – средней школе.
Успеваемость в целом по школе составляет-78% (83%- в нач. школе, 71%- в основной и 86% - в средней школе). Качество знаний- 9% (4%- в начальной школе, 8%- в основной школе и 21% - в средней школе)
Анализ учебных результатов за последние годы свидетельствует о снижении основных показателей – успеваемости и качества обучения.
Классы
Качество обучения
Успеваемость
2010/2011
уч.год
2011/2012
уч.год
2012/2013
уч.год
2010/2011
уч.год
2011/2012
уч.год
2012/2013
уч.год
2-4 кл.
29%
25%
4%
88%
83%
83%
5-9 кл.
9%
7%
8%
66%
67%
71%
10-11кл.
20%
21%
21%
85%
79%
86%
Итого
11%
10%
9%
78%
70%
78%
2010/2011
уч.год
2011/2012
уч.год
2012/2013
уч.год
Учатся на
«4» и «5»
22
18
12
Имеют одну «3»
4
8
4
Не успевают
43
51
31
В апреле-мае 2012-2013 уч. года ученики Агрошколы третий раз участвовали в РКМ. Региональный квалимитрический мониторинг качества знаний является инструментом управления, обеспечивающим внешнюю оценку качества знаний обучающихся, и является структурным компонентом региональной системы оценки качества образования Псковской области.
Проводился в 2013 г. в 132 средних ОУ,58 – основных,7- начальных, 6 – интернатах и в 25 лицеях и гимназиях. Проводился в 4, 6-а, 7-а, 8-а и 10 классах.
Результаты мониторинга могут использоваться как:
- составляющая оценки качества работы учителя в рамках аттестационных мероприятий;
- дополнительная информация , используемая в процедуре аккредитации учебных заведений.
Результаты мониторинга.
Предмет
Класс
Педагог
Ср.балл
Ср.балл по области
Русский язык
4 кл.
Роголева Е.М.
50,00
60,49
География
6 «А» кл.
Степанова Т.В.
50,17
59,45
Русский язык
8 «А» кл.
Семёнов В.С.
68,00
54,02
Физика
7 «А» кл.
Андреева В.А.
55,71
62,87
Математика
10 кл
Петрова Т.А.
42,83
48,92
Обществознание
10 кл
Зуева Е.В.
47,71
64,61
94% учащиеся Агрошколы успешно справились с заданиями мониторинга и получили положительные оценки, 31%-получили «4» - это достаточный показатель качества знаний обучающихся.
Хорошие результаты показали учащиеся 8 «А» класса по русскому языку (Уч-ль Семёнов В.С.) –ср.балл-68,00 –выше ср. областного балла, результат занесён в табл. 20-ти лучших результатов по области на 7-ом месте. В 6 «А» классе по географии (уч-ль Степанова Т.В)- ср.балл-50,17-самый высокий результат среди государственных образовательных учреждений .Необходимо отметить, что показатели по всем предметам РКМ в 2013г. не ниже уровня показателей государственных образовательных учреждений (школ-интернатов) Псковской области.
Результаты ГИА.
14 выпускников 9 класса Агрошколы в 2013 году проходили аттестацию в новой форме (ГИА).Впервые в этом году проверка и оценивание работ по математике проводились в автоматизированном режиме (по русскому языку – второй год).
В этом учебном году работа на ГИА по математике включала в себя три модуля: «Алгебра», «Геометрия» «Реальная математика». Экзамен состоял из 26 заданий, из которых 20 – базового уровня сложности и 6 – повышенного уровня сложности. Модуль «Алгебра» состоял из 11 заданий: 8 – простые и 3 – сложные; модуль «Геометрия» состоял из 8 заданий (5 простых и 3 сложных), модуль «Реальная математика» состоял из 7 простых заданий.
Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Максимальный балл – 38. Для прохождения государственной итоговой аттестации математике нужно было набрать в сумме не менее 8 баллов за всю работу, из них не менее 3-х баллов по модулю Алгебра и не менее 2-х баллов по модулям Геометрия и Реальная математика. Отметки выставлялись отдельно по алгебре и по геометрии и учитывались при выставлении итоговой отметки по данным предметам. По модулю «Реальная математика» обозначалось количество набранных баллов. Таким образом, даже при наличии довольно высоких баллов по двум модулям и довольно высокого общего балла при нехватке хотя бы одного балла в третьем модуле экзамен считался несданным.
ГИА по русскому языку состоял из трех частей:
- часть 1 – написание сжатого изложения по прослушанному тексту, (основная сложность – написать очень краткое изложение, не потеряв главной идеи текста);
- часть 2 – задания по тексту с выбором правильного ответа из 4 предложенных (3 задания) и задания с кратким ответом (14 заданий);
- часть 3 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Первое и третье задания оцениваются также на орфографию, грамматику, пунктуацию и отсутствие речевых ошибок.
Все ученики справились с тестовыми заданиями по математике и по русскому языку, успешно прошли аттестацию:100% успеваемость при показателе качества знаний-78%-100%. Результаты девятиклассников Агрошколы по русскому языку и математике выше среднего балла по области. Следует отметить, что результаты Агрошколы выше результатов государственных учреждений Псковской области.
Результаты ГИА-2013г.
Русский язык.
Математика.
Педагог
Ефимова Н.Н.
Петрова Т.А.
Успеваемость
100%
100%
Качество обучения
100%
78%
Ср. балл по школе.
36,00
20,79
Ср. балл по области
33,22
19,88
На ГИА по предметам по выбору выпускники 9 «А» класса подтвердили свои знания.
Результаты ГИА-2013г (предметы по выбору).
Предмет
Педагог
Кол-во уч-ся
Успева
емость
Качество
знаний
Ср.балл
Химия
Трофимова И.О.
4
100%
100%
27
Физика
Иванова А.В.
3
100%
100%
28
Общество
знание
Борисенкова Ю.Н.
1
100%
100%
37
Учащиеся 9-б кл. (обучение в классе организовано по специальной (коррекционной) образовательной программе VIIвида) успешно сдали все экзамены, государственная итоговая аттестация в этом классе проходила в традиционной форме
Результаты ЕГЭ -2013
Единый государственный экзамен является основной формой государственной итоговой аттестации для всех выпускников образовательных учреждений Российской Федерации. В 2013 году все выпускники 11 класса сдавали два обязательных экзамена – по русскому языку и по математике. По русскому языку все выпускники 11 класса справились с заданиями, по математике Иванова Анна не набрала нужного количества баллов,была  допущена к повторной итоговой аттестации и получила удовлетворительные отметки.
Результаты ЕГЭ:
Математика
Русский язык
2010г.
2011г.
2012г.
2013г.
2010г.
2011г.
2012г.
2013г.
Ср.балл по школе
41
48
39
38,4
65
63
65
57,0
Ср. балл по области
42
48
43
47,3
60
62
62
62,9
Динамика изменения среднего балла по школе по обязательным предметам ЕГЭ за 4 года показывает, что средний балл по математике значительно снижается, уровень среднего балла всегда ниже, чем по области, кроме 2011г. По русскому в течение 2010-2012 гг. был выше ср. балла по области, но снизился в 2013 году. На ЕГЭ по предметам по выбору выпускники подтвердили свои знания и успешно сдали. Результаты по химии, биологии, истории России выше среднего балла по области.
Результаты ЕГЭ-2013г (предметы по выбору).
Предмет
Педагог
Кол-во уч-ся
Успева-
емость
Ср.балл
Ср.балл по
области
Химия
Трофимова И.О.
1
100%
75
73,28
Биология
Трофимова И.О.
1
100%
75
61,22
Общество-
знание
Борисенкова Ю.Н.
2
100%
61
59,44
История России
Борисенкова Ю.Н.
1
100%
61
63,85
Следует отметить, неуклонное снижение показателей успеваемости и качества обучения в целом по школе. Одна из основных причин – низкая учебная мотивация.
Учебно-опытный участок — база опытнической работы учащихся. Здесь дети закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии и по труду, познают растительные организмы, овладевают методом управления ростом и развитием растений. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца.
Площадь пришкольного участка составляет 2.5 га. Участок расположен на южном склоне. В этих условиях сохранение влаги и органических веществ, для растения является важным условием. Во всех участках и отделах почва дерново-подзолистая, суглинистая. Естественно, требуется внесение удобрения. Имеется заграждение.
Большую площадь занимают многолетние насаждения. Участок хорошо освещен солнцем, имеет водоснабжение. Он примыкает непосредственно к зданию школы, это дает возможность к лучшему переходу на участок для выполнения практических работ.
Цели и задачи деятельности учебно-опытного участка
- совершенствование знаний учащихся по биологии, экологии, географии и природоведению;
- формирование практических умений по выращиванию и уходу за растениями;
- формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры;
- формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению;
- развитие профессионального самоопределения учащихся;
- воспитание у учащихся трудолюбия, любви к природе и сельскому хозяйству.
Теоретические знания закрепляются на практических занятиях, которые проводятся на пришкольном участке. Занятия проводят: заведующая УОУ Иванова Е. В., лаборант Иванова Т. А., учитель биологии Трофимова И. О. Проводится практика по агротехнике почвы: это правильное возделывание земли (осуществляется осенью и весной), осуществление севооборота, внесение органических и минеральных удобрений
Главная работа на учебно-опытном участке – это, конечно же, сельскохозяйственное опытничество.
От выбора объекта опыта во многом зависит его успех и практическое значение. Важное место в опытнической работе занимает выбор тематики опытов на школьном учебно-опытном участке.
Содержание опытнической работы в школе вытекает из учебных программ и может дополняться в зависимости от интересов учащихся, задач, которые ставят организаторы, от условий почвенно-климатической зоны и особенностей местного хозяйства. Выбор тем опытнической работы определяется возможностями школы и базового хозяйства.
Темы опытов для учащихся систематизированы по следующим разделам:
1. Почвенно-климатические условия жизнеобитания растений.
2. Агротехнические приемы выращивания культурных растений.
3. Сортоизучение и знакомство с биологическими особенностями роста и развития с/х культур.
4. Влияние органических, минеральных удобрений, микроудобрений на повышение урожая и улучшение качества продукции.
5. Растения, содержащие фитонциды, как средство защиты растений от насекомых-вредителей.
Наиболее успешные исследовательские работы принимают участие в областной научно – практической конференции « Шаг в будущее». В 2010 году работа «Сортоиспытание моркови» выполненная ученицей 9 класса Шепляковой Валерией под руководством учителя биологии Трофимовой И. О. получила диплом 3 степени.
Опытническую работу выполняют все классы. После проделанной работы делаются выводы и работы оформляются в виде папок и альбомов. Работы выставляются на выставку и защищаются на празднике Урожая. Наиболее успешные работы внедряются при выращивании культур на пришкольном участке. Например проект «Грядка», выполненный учениками 3 класса , классный руководитель Полукеева В. А., проект «Что за дерево такое?» автор проекта Зиновьева Г. Ф. учитель начальных классов, проект клумбы «Здоровье», выполненный воспитанниками 9 группы, воспитатель Тиханова Н. В.
Целенаправленно ведется работа во всех отделах:
В овощном отделе используется шестипольный севооборот, площадь поля составляет 50 м2. В этом отделе проводятся опыты по сортоиспытанию овощных культур (морковь, капуста, томаты, огурцы, картофель, бобовые) для выявления наиболее урожайных сортов и гибридов с последующим использованием их в производственном отделе.
В производственном отделе также используется шестипольный севооборот. Отдел разбит на делянки по 0,07 га, на которые высевается морковь, свёкла, высаживается лук - севок, картофель, рассада капусты и огурцов. Овощи, выращенные в производственном отделе, используются на нужды школьной столовой.
В систематическом отделе растения высажены по семействам и видам для удобного использования на уроках биологии ( для демонстрации явлений изменчивости и наследственности, искусственного и естественного отбора )
В питомнике проводится вегетативное и семенное размножение декоративных кустарников, хвойных, находятся рассадники для однолетних и многолетних цветочных культур.
Закрытый грунт включает наземные парники из бруса для выращивания рассады капусты, а также углубленный парник для выращивания рассады томатов. В 2010 году установлены 2 теплицы под сотовым поликарбонатом для выращивания томатов и огурцов. В 2013 году ещё 4 теплицы для выращивания рассады.
Отдел биологии растений включает в себя несколько подотделов: лекарственные растения, растения Красной книги, экологический.
Класс-лаборатория предназначена для занятий, она оснащена учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием.
В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами.
Для хранения семенного и посадочного материала, выращенной продукции в лаборатории имеется хранилище.
Сельскохозяйственная продукция, полученная с пришкольного опытного участка идет на укрепление материально-технической базы школы и на обеспечение сельскохозяйственными продуктами школьной столовой.
Школьная столовая обеспечивается продукцией практически на весь учебный год. В овощехранилище закладывается достаточное количество лука, картофеля, моркови, капусты, свеклы. Учащиеся раз в неделю получают фиточай и круглый год периодически получают витамины в виде овощей.
Фактические цифровые показатели результатов за последние три года.
Наименование овощей и фруктов
2010г
кг
2011 г
кг
2012г
кг
Лук зелёный
390
152
395
Лук репчатый
816
705
1410
Морковь
840
1065
1815
Свекла столовая
700
371
399
Огурцы
631
1665
1107
Помидоры
234
80
92
Капуста
1220
2497
3545
Картофель
1300
535
770
Дайкон
55
451
312
Укроп
90
30
39
Петрушка
40
42
59
Чеснок
20
13
40
Организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции УОУ
Все учащиеся (1-11 классы) обеспечены дополнительным питанием за счет выращенной сельхозпродукции на пришкольном участке.
Овощи, выращенные на пришкольном участке, хранятся в специальном овощехранилище и закладываются в достаточном количестве на целый год. Излишки реализуются, вырученные деньги используются для нужд школы. Школа ежегодно принимает участие в благотворительных акциях.
Всем известно, что воспитание детей, лишенных попечительства родителей является актуальной социально – педагогической проблемой. Едва входя в жизнь, наши дети сталкиваются с непосильными трудностями: неприязнь и отчуждение общества, изоляция в учреждениях закрытого типа, , духовное и психологическое сиротство, неадекватность методов и методик обучения. Однообразие среды, пресыщение общением со сверстниками, множественность матерей, дефицит любви и привязанности все это препятствует благополучному развитию личности ребенка.
В будущем дети – сироты имеют трудности в создании собственных семей, поскольку на протяжении всего периода взросления они не имеют настоящего примера семейных отношений, так как у них разорвана закономерная органическая связь «семья – ребенок – мать».
Деятельность педагогического коллектива Красногородской школы– интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - «Агрошкола» направлена на реализацию приоритетных направлений:
· Воспитание полноценной, физически и эмоционально здоровой, социально – адаптированной личности.
· Возвращение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью.
Отмеченные особенности формирования личности детей, лишенных родительского попечения, нацеливают на внесение необходимых педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы для предупреждения особенностей личностного становления и развития.
Условия жизнедеятельности воспитанников.
Успешному решению вопроса формирования у воспитанников позитивного образа семьи способствует само устройство жизни в школе – интернате.
1. Осознавая, что государственное учреждение в любых его моделях не сможет в полной мере компенсировать для ребенка потерю семьи. Наш коллектив пошел по пути организации жизнедеятельности воспитанников по семейному типу.
2. Организация проживания детей по возможности максимально приближена к семейной обстановке: в 2012 – 2013 учебном году в школе – интернате организовано 8 - ми разновозрастных групп – семей, которые проживают в отдельных помещениях, где имеются групповые и спальные комнаты, в корпусах №2 и №3 в каждой группе отдельный санузел. Максимальная наполняемость групп была 10 – 12 детей. 
3. В группах есть набор необходимых принадлежностей для создания у ребенка целостного образа дома, для формирования у детей социально необходимых представлений о хозяйственно – бытовой жизни: телевизор, мягкая мебель, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD, ковры, посуда, игрушки. Из – года в год испытываем острую необходимость в пополнении и обновлении игротек, видеотеки, запаса кухонных принадлежностей, бытовой техники, мебели.
4. Более 20 лет в группах – социальных семьях ликвидирована возрастная ступенчатость - проживают вместе дети от 6 до 18 лет.
5. Подбор детей в семьи ведется по родственному и земляческому принципу: братья и сестры получили возможность жить вместе, трудиться, общаться и отдыхать.
6. В социальных группах – семьях складываются реальные предпосылки для индивидуального подхода к воспитанию детей. Учитывая интересы и потребности детей, воспитатели – педагоги стараются обеспечить в семье взаимопонимание между всеми ее членами, учат получать удовлетворение от общения друг с другом. Обеспечивая индивидуальный подход к одаренным и неуспевающим детям, педагоги обучают воспитанников принимать людей такими, какие они есть, проявляя сочувствие, сопереживание, радуясь успехам каждого.
7. Введена персональная ответственность педагогов за детей. Педагоги, принимая ребят под свой личный контроль, получают возможность изучать и реально влиять на судьбу каждого конкретного ребенка, активно участвуя во взаимодействии с имеющимися родственниками, учителями – предметниками, администрацией, медиками, впоследствии с учебными заведениями, где они продолжают учебу. Персонально закрепленные педагоги несут ответственность за состояние учебы, здоровья, поведения воспитанника.
Семейное общение в нашей школе – интернате нередко выходит за рамки «воспитатель – ребенок». Воспитанники являются частыми гостями в семьях своих сверстников – одноклассников, товарищей, проживающих в поселке и за его пределами (с официально оформленным разрешением), бывают в гостях у педагогов и работников школы – интерната. Важным и ценным для воспитанника школы – интерната является введение его в реальную семью, где он получает возможность наблюдения за распределением семейных ролей, обязанностей, знакомится с бытом семьи, вносит свой посильный вклад (помощь в приготовлении пищи, уборке квартиры, дома, уход за домашними животными). За период 2012 -2013 учебного года на выходные и праздничные дни, на время школьных каникул 32 воспитанника – сироты посещали родственников, друзей, проживали в их семьях, накапливая социальный опыт.
Таким образом, любые формы работы преломляются через общение и взаимодействие младших и старших, детей и взрослых.
Главная задача воспитателей – создать отношения доброжелательности, взаимопомощи среди детей внутри группы – семьи, внутри дома.
Среди воспитанников в сентябре 2012 года была проведена диагностика - мотивации детей о перспективах их жизни в семье, либо в приемной, либо биологической, либо в школе – интернате. Примерно 72 % детей выражают желание вернуться в свои биологические семьи и не желают иметь никаких других родителей. Приоритеты отдаются также жизни в школе – интернате – приблизительно 20 % по сравнению с приемной семьей. Это говорит о боязни нарушить достаточно неустойчивый уровень душевного комфорта, обретенный во время школьной жизни, о неуверенность в себе.
Часть детей (около 8 %), для которых реально нет перспектив по возвращению в свою семью, высказывают желание иметь новых родителей. В этом тоже есть свой положительный потенциал.
Значительная работа ведется по розыску родственников , трудоспособных бабушек и дедушек, ведем с ними переписку, работаем с инспекторами по охране прав детства.
При построении работы по типу замещающей семьи в школе – интернате формируются определенные традиции и ритуалы, которые создают для детей некоторую стабильность, стереотипность, способствуют осмыслению окружающей жизни, созданию благоприятной окружающей среды.
Традиции и ритуалы школы – интерната.
Уникальность деятельности Красногородской агрошколы-интерната сос­тоит в том, что воспитанники вместе с педагогами занимаются каждодневным трудом, обеспечивая непрерывность годичного цикла сельскохозяйственных работ. При этом дети поставлены в условия максимальной самостоятель­ности в планировании и осуществлении деятельности и испытывают ответст­венность за результаты своего труда.
Объединение детей в разновозрастные группы – семьи, закрепление за ними постоянного состава воспитателей задает ее членам общую цель, побуждает к сотрудничеству, объединяет и по настоящему роднит их души, формирует определенные положительные традиции, создает свои семейные ритуалы:
Неоценим опыт доверительного домашнего общения взрослых и детей: ежедневно дети собираются за вечерней чашкой чая в своем кругу, где они по родственному делятся своими успехами и заботами, обсуждают итоги прожитого дня, планируют дальнейшие события.
Возрождаются традиционные семейные дела: вязание, вышивание, ремонт одежды, мебели, чтение для малышей, совместный просмотр телепередач, игры в кругу семьи, празднование значимых событий. Особенно сближают ребят семейные праздники: встреча Нового года, Дни рождения и т. д.
Все хозяйственные работы в семье, начиная с уборки и заканчивая косметическим ремонтом, труд на учебно – опытном участке, выполняются всеми членами семьи в зависимости от возрастных особенностей.
От старших к младшим дети передают умения и навыки в хозяйственных делах, в создании домашнего уюта, участвуют в оформлении помещений, учатся экономии и бережливости, передавая младшим свою одежду, игрушки.
Личные вещи детей находятся в индивидуальном пользовании (игрушки, одежда, личные фотоальбомы)
Старшие помогают малышам готовить уроки, организована консультативная помощь в группе по разным предметам, отводят малышей в школу, забирают из школы, помогают помыться в бане, причесывают, учат стирать, убирать, все это формирует ответственность старших детей по отношению к младшим.
Фотографирование – групповое, индивидуальное, с родственниками, друзьями, одноклассниками, оформление альбомов, введение в интерьер семьи фотографий детей способствует формированию чувства семьи, родного дома.
Организация выставок поделок, изготовленных руками детей, помогает раскрывать их индивидуальные способности.
Такой благоприятный психологический климат обеспечивает ребенку чувство защищенности в стенах родного дома, что особенно важно для детей, лишенных семьи.
Важной особенностью организации жизнедеятельности в школе – интернате является интеграция всех служб (социальной, педагогической, медицинской, хозяйственной) в единую систему.
Успех воспитательной деятельности по формированию у воспитанников готовности к самостоятельной жизни во многом зависит от решения проблем, как детских, так и взрослых. Проблемы существуют – социальные, медицинские, психологические, педагогические.
По результатам исследования представления воспитанников нашей школы – интерната о своей будущей семье отмечаем, что для большинства из них характерно:
- стремление к обретению семьи;
- представление о своей будущей созданной семье слишком идеализировано;
- осознание своей роли и места в семье имеется лишь на теоретическом уровне;
- не сформированы представления о распределении прав и обязанностей в семье, они преувеличивают свои права и не принимают многие обязанности;
- нет реальной готовности к решению возможных трудностей будущей самостоятельной семейной жизни;
- некомпетентность в правовых и юридических вопросах жизни;
Вместе с тем, при обозначении значимости семьи в собственной жизни высказывания воспитанников школы – интерната таковы:
- «Создание крепкой семьи – одна из целей моей жизни» (71%)
- «Будет семья – хорошо, не будет – тоже нормально» (6%)
- «Семья – это обуза, которую взваливают на себя люди» (6%)
- Затруднились ответить (18%)
Обнаружилось, что в системе жизненных ценностей семья, заботливые родители, родственные связи как самоценность не фигурируют у 12% воспитанников. Это на 7% меньше по сравнению с прошлым учебным годом.
Самым важным в жизни дети нашей школы называют:
- собственное здоровье (82%)
- возможность иметь хорошую семью (71%)
- возможность получить хорошее образование (47%)
- возможность иметь хорошую работу (41%)
При определении более предпочтительной формы союза молодых людей среди старшеклассников остановились:
- на традиционном браке – 29%
- на браке, освященном церковью – 23%
- на гражданском браке – 12%
- предпочитают не вступать в брак – 6%
- затруднились ответить – 30% детей.
Нас должно озаботить то, что почти половина наших воспитанников не имеет четких понятий и реальных представлений о браке, не осознают значения семьи в жизни человека, растущих в ней детей.
Традиционным в нашей школе – интернате стало не только семейное воспитание, но и организация системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.
Улучшение здоровья детей и подростков, подготовка их к трудовой деятельности является важнейшей социально – педагогической задачей. Совершенно очевидно, что неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья ребенка не дают раскрыться всем способностям личности, являясь зачастую первопричиной профессиональных ограничений в выборе специальности. 
Здоровье детей и подростков формируется под влиянием ряда факторов. По мнению ученых, здоровье человека зависит более чем на 60% от образа жизни, на 20% - от окружающей среды, примерно настолько от наследственности и состояния системы здравоохранения.
Детям необходимо убедительно доказать, что изменение качества среды обитания вызывает изменение показателей здоровья, ибоздоровье – динамический процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, обеспечивающих оптимальную трудоспособность и социальную активность, совершенствование психофизиологических возможностей человека. Именно здоровье человека является интегральным и адекватным индикатором состояния окружающей среды.
Красногородская школа – интернат «Агрошкола» ведет целенаправленную работу, ориентированную на максимально возможное сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Общеизвестным является тот факт, что дети поступают в детские дома и школы – интернаты из асоциальных, неблагополучных семей. А это значит, что, начиная с периода беременности, а также в последующие периоды ребенок испытывает отрицательные влияния на состояние здоровья. Поэтому при поступлении в нашу школу – интернат 100% наших воспитанников имеют ту или иную патологию, или несколько заболеваний.
Из 15 воспитанников, поступивших в школу – интернат в 2012 – 2013 учебном году практически все были ослабленными, со сниженным иммунитетом, страдающие частыми вирусными инфекциями затяжного характера. Кроме того, 52% из них отставали в физическом развитии. Многие имели диагноз «социальная и педагогическая запущенность» и на этом фоне – отставание в психоречевом развитие. Все малыши нуждались в занятиях с логопедом, страдали энурезом, расстройствами сна, были очень возбудимыми и агрессивными. Кроме того, отмечались такие патологии как хронические отиты и бронхиты, хронические заболевания ЛОР – органов и желудочно – кишечного тракта.
Поэтому перед педагогами и медицинскими работниками стоит вопрос о предупреждение появления тяжелых последствий от имеющихся заболеваний и коррекция выявленных.
Взаимосвязь физического и психического развития легла в основу воспитания. Огромное внимание уделяется в школе – интернате оздоровительной направленности физической культуры, приводящей в конечном итоге к повышению функциональных и адаптационных возможностей, улучшению состояния здоровья детей. При этом придается высокая значимость организации рационального режима питания и закаливания. Дети ежегодно обследуются специалистами, получают по мере необходимости консультативную помощь и своевременное оперативное и медикаментозное лечение. Большое внимание уделяется организации прогулок, игр на свежем воздухе, спортивным мероприятиям. Строго контролировались гигиенические процедуры, режим проветривания и уборки, а также проведение занятий с детьми. 
Поэтапное обследование и оздоровление детей привело к положительным результатам. На сегодняшний день в школе – интернате практически нет группы часто болеющих детей, нет вспышек эпидемий вирусных заболеваний, в течение трех последних лет нет карантина по гриппу, причем в 2012 – 2013 учебном году это заболевание практически отсутствовало, значительно чаще стали обращаться за помощью к психиатрам.
Морально – психологический климат образовательного пространства школы – интерната, рациональное витаминизированное полноценное питание, экология расположения территории школы в сосновом бору, неограниченность пространства, общение с животными благотворно влияют на детскую психику, лечат многие заболевания. Диагноз «энурез» имеют к концу года одна треть детей из вновь поступивших. 
По – прежнему остается большой группа воспитанников с пониженным зрением (21 чел.) и нарушениями в опорно – двигательном аппарате (26 чел.). Причем число их увеличивается в среднем и старшем звене. На это имеется ряд причин: увеличивающиеся школьные нагрузки, большее время приходится затрачивать на приготовление домашних заданий и чтение. К тому же, когда начинается учебный год, снижается физическая активность детей почти на 50%. В этом направлении ведется большая работа. Педагоги совместно с медицинским персоналом , учителями физической культуры и другими службами продолжают уделять значительное внимание физической активности воспитанников как внутри школы – интерната, так и за его пределами. Это организация спартакиад, соревнований по всем видам спорта, игр по футболу, волейболу и баскетболу между школами – интернатами, районные и областные, велотуристические и пешие походы - многодневные и выходного дня и т.д.
Дети проживают в 8 - ми разновозрастных группах по 10-12 человек в каждой, объединённые по принципу родственных и земляческих связей.
Воспитанники размещены в трёх благоустроенных спальных корпусах по 2-3 человек в комнатах. Комнаты для приготовления домашнего задания, для отдыха, спальни оборудованы необходимой мебелью и мягким инвентарём.
Медицинское обслуживание в школе – интернате осуществляют в настоящий момент фельдшер - Корось Дмитрий Михайлович (0,5 ставки),фельдшер Васильева Таисия Дмитриевна (0,5 ставки), фельдшер заведующая медицинским кабинетом Михайлова Елена Леонидовнаврач стоматолог(0,5ставки) осуществляющий прием воспитанников в стоматологическом кабинете районной поликлиники. Медицинский персонал имеет специальное образование, регулярно проходит курсы повышения квалификации.
В школе – интернате работает медицинский пункт, расположенный в отдельном здании. Прием воспитанников осуществляется работающим по графику медицинским персоналом с 8.00 до 22.00. При медпункте есть изолятор для круглосуточного пребывания заболевших воспитанников на 14 мест, в случае необходимости организовано круглосуточное дежурство в медпункте силами младшего медицинского персонала.
Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием и медикаментами для своевременного оказания квалифицированной и своевременной, а также неотложной медицинской помощи.
Не хватает оборудования для организации работы физиотерапевтического кабинета. Заболевшим детям приходится проходить процедуры в ЦРБ, которая находится на удаленном от школы расстоянии (2 км). В настоящий момент испытываем острую необходимость в оборудовании зубоврачебного кабинета, оборудование для него уже закуплено и открытие его будет в ближайшее время.
В случае необходимости заболевшие дети помещаются в районную или областную больницы, регулярно проходят обследование в областной детской поликлинике – Диагностическом центре г. Пскова.
В апреле - мае 2013 - года все воспитанники школы – интерната прошли углубленный медицинский осмотр специалистами Диагностического центра областной детской поликлиники. Осмотр осуществляли врачи – хирург, травматолог, детский гинеколог, окулист, невролог, педиатр.
Прием пищи в школе – интернате осуществляется в школьной столовой, рассчитанной на 200 мест. Все воспитанники получают качественное полноценное пятиразовое питание. Медицинским персоналом составляется рациональное меню с учетом возрастных норм, осуществляется контроль за содержанием основных ингредиентов и калорийностью пищи.
В мае 2013 года в школе – интернате составлено новое меню, предусматривающее стопроцентное выполнение натуральных норм питания для воспитанников разного возраста. За отчетный период график поставки продуктов питания соблюдался практически неукоснительно, сбоев не было, качество продукции не вызывало сомнений, необходимые документы были в наличии.
Школа – интернат не осуществляла закупок мяса свиного и говядины от поставщиков, так как вызывало сомнение качество продукции и нарушение способов ее перевозки. Необходимое количество мяса поступало в школьную столовую из школьного подсобного хозяйства, его качество регулярно проверялось специалистами Красногородской ветеринарной станции.
В школьной столовой ежедневно получали горячее питание 100% воспитанников в возрасте от 6 до 18 лет. Нормы питания ежемесячно выполнялись на 99,8 – 100%. Нарушений не было. Стоимость питания составила в среднем 160 рублей в день. Некоторое удешевление детодня в школьной столовой было вызвано тем, что мясо, молоко, некоторые овощи поставлялись из подсобного хозяйства и учебно – опытного участка школы – интерната, их стоимость была на порядок ниже рыночной, но контроль за качеством неукоснительно осуществлялся санэпидемстанцией. 
Воспитатели всегда присутствуют во время приема пищи, следят за тем, чтобы дети съедали первое блюдо, за объемом порций, за культурой поведения за столом. В школьной столовой оформлена выставка детских фотографий «Правильно ли мы едим», есть правила поведения за столом. Фотовыставка постоянно обновляется. Дети борются за право поместить туда свою фотографию.
Для формирования у детей навыков правильного рационального питания в течение учебного года в разновозрастных группах проводились конкурсы на лучшее меню, мероприятия по этикету, праздники Вежливости и Правильных манер. Условиями конкурсов были: оригинальность оформления, обязательность использования имеющихся продуктов, возможность приготовления блюд в условиях своей группы – семьи (для этого использовалась кухня квартиры социально – бытовой адаптации). Дети сами готовили еду по лучшему меню и со своей задачей справились. Блюда получились доброкачественными, нормы закладки выполнены, технология приготовления не нарушена. В каждой группе – семье праздничные столы накрываются по всем правилам этикета, ребята учатся есть правильно, с использованием ножа и вилки. Это трудно, но необходимо. Наши воспитанники много общаются со сверстниками в школе, выезжают за пределы района и Псковской области. Эти поездки предписывают необходимость в знании этикета.
Уже несколько лет в школе – интернате существует практика двухнедельного проживания групп воспитанников (3 – 4 чел.) в квартире социально – бытовой адаптации.Проживая в отдельном помещении – квартире, дети – сироты получают опыт социального взаимодействия друг с другом и окружающим социумом. Они самостоятельно рассчитывают свой двухнедельный бюджет, исходя из количества отпущенных средств (160 рублей в день на человека), продумывают полноценное рациональное меню, регламентируют свой день, распределяют обязанности по дому.
Практика показывает, что воспитанники, привыкшие планировать свой день, правильно распределять средства, самостоятельно готовить и питаться тем, что сами приготовили, по другому начинают относиться к повседневному быту в школе – интернате, питанию в школьной столовой. У них меняются приоритеты в выборе блюд: на первое место выходят супы – они экономичны в расходовании продуктов, быстры и неприхотливы в приготовлении, не требуют больших временных затрат и постоянного стояния у плиты. В конечном итоге супы – это очень питательные блюда. Девушки и юноши, пожившие самостоятельно задумываются о пользе, о соотношении цены и качества различных продуктов, приобретаемых в поселковых магазинах. Молоко и мясо они стараются приобрести на школьной ферме: это гораздо дешевле и качественнее, а главное эти продукты самой первой свежести. Следовательно, ребята раз и навсегда делают свой выбор в отношении качественных, недорогих и полноценных продуктов питания.
Воспитатели и медицинский персонал проводят индивидуальные беседы с воспитанниками, выпускают школьные газеты на темы «Витамины на столе», «О вкусной и здоровой пище», и т.д. Они доступно рассказывают о важности рационального питания.
За последние три года имеется положительная тенденция снижения заболеваний (ОРВИ, пониженная острота зрения, нарушение осанки, сколиоз). Этому способствует рациональное питание, своевременное проведение вакцинации, витаминная профилактика, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и спортом.
В «Агрошколе» важное направление оздоровительной работы – это валеологизация образовательного процесса, в рамках которого проводятся классные часы, лекции, семинары, практические занятия, направленные на профилактику ВИЧ, наркомании, алкоголизма и курения.
Учитывая возрастные и физиологические особенности воспитанников, их загруженность в учебное время, занятия в кружках и секциях, решение бытовых проблем, продуктивную деятельность по самообслуживанию, в школе – интернате уделяют большое внимание двигательной активности детей и подростков всех групп здоровья.
Обязательным для всех воспитанников является ежедневное, в любую погоду и время года проведение утренней зарядки на свежем воздухе и закаливающих процедур ( умывание и обтирание холодной водой,). Комплексы упражнений разрабатываются преподавателями физической культуры. Проводят зарядку Физорги – воспитанники, отвечающие в группе за физкультурно – оздоровительную работу.
Обязательное умывание приучает детей всех возрастов к регулярным гигиеническим процедурам, обладает неоценимым воспитательным эффектом. Малыши с удовольствием повторяют все процедуры, глядя на взрослых ребят – в этом несомненный приоритет разновозрастной группы семейного типа. Влажную уборку и контроль, за гигиеническим состоянием жилых помещений, проветриванием, осуществляют сами воспитанники под руководством воспитателей, медработников. Это и определенная двигательная активность и привитие гигиенических навыков для детей и подростков.
Гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие для формирования у всех категорий детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
В школу – интернат поступают дети самого разного возраста, часто запущенные, ничего не знающие и не умеющие. И только благодаря ежедневному совместному труду удалось привить те гигиенические навыки, которые необходимы для здорового образа жизни. В результате:
· Дети, вновь поступившие, научены чистить зубы. Они знают, что у каждого должна быть своя зубная щетка.
· Знают они и об индивидуальных полотенцах для лица , ног и используют их по назначению во время гигиенических процедур.
· Дети даже самые маленькие, сами заправляют кровати, следят за своими постельными принадлежностями, знают какой расцветки постельное белье в их группе – семье.
· Верхнюю и другую одежду они хранят в шкафах своей комнаты, где они стараются поддерживать порядок.
· В комплексе мероприятий, направленных на предупреждение распространения различных заболеваний, основное место принадлежит соблюдению правил уборки, обработке инвентаря, оборудования, игрушек, посуды.
В школе регулярно проводятся рейды по проверке чистоты, конкурсы на самую чистую комнату, группу, класс, территорию.
СЭС не отметила за этот учебный год ни одного серьезного нарушения санитарно – гигиенических норм содержания помещений.
Деятельность по самообслуживанию в школе - интернате многообразна и очень эффективна для развития двигательной активности воспитанников разных групп здоровья. Она не несет больших физических нагрузок, доступна всем категориям детей, оказывает благотворное влияние на детский организм, приучает воспитанников к самостоятельности, самодостаточности и ответственности. 
Важная роль в воспитательной деятельности отводится организованной прогулке. Ведь прогулка – это, прежде всего, пребывание на свежем воздухе. А свежий воздух – это комплексный раздражитель, оказывающий благотворное влияние на все системы организма.
Особенность местоположения школы – интерната в ее расположении на территории соснового бора, в экологически чистой местности на окраине поселка. Разбросанность помещений школы – интерната предусматривает постоянное передвижение воспитанников по открытому пространству в любое время года. Это способствует развитию двигательной активности детей и подростков, их закаливанию.
В группе лечебной физкультуры (3-я специальная медицинская группа) занимается 32 воспитанника по медицинским показаниям.
В школе – интернате нет необходимости организовывать час активных движений. Большая территория, работа на трудовых часах по благоустройству территории, на учебно – опытном участке, практика на школьной ферме несут сами по себе большую двигательную и достаточную физическую нагрузку для разных категорий воспитанников.
Малыши с первого дня пребывания в школе – интернате приучаются выполнять посильную трудовую деятельность, понимают ее необходимость для осуществления жизнедеятельности «Агрошколы». 
Во время учебной деятельности с воспитанниками начальных классов во время перемен обязательно организуются динамические паузы, силами старших воспитанников – шефов. Ребята организовывают подвижные игры, выводят малышей на прогулки.
Во время проведения самоподготовки и на уроках организованы физкультминутки, позволяющие снять физическое и психическое напряжение у детей. Малыши с удовольствием разучивают и произносят незатейливые стихи и песенки, соотнося их с движениями.
В школе-интернате есть необходимое оборудование для реализации общеобразовательной программы по физической культуре и спорту, для развития и совершенствования физического потенциала воспитанников, ведётся внеурочная деятельность. Под руководством учителей физической культуры, учащиеся занимаются в различных спортивных кружках и секциях. Организован клуб « Динамо» спортивного велотуризма, оснащённый 24 профессиональными горными велосипедами «Мустанг», 
На базе «Агрошколы» постоянно действует кружки спортивно – оздоровительной направленности. В них постоянно занимаются 75% воспитанников. Причем некоторые посещают два и более кружковых объединения или секции. Особой популярностью пользуются клуб велотуристов «Динамо», кружки «Картинг», «Мотоциклетный», спортивные секции по лыжам, волейболу, футболу, баскетболу, теннису, самбо.
Наши воспитанники участники всех районных и областных мероприятий по туриаде. В 2012 году школа стала победителем областной туриады.
Ежегодно в июле – августе, организуются полевые туристические лагеря на берегу озер Волхово и Рогозки для воспитанников школы. Это настоящая школа здоровья и выживания. Ребята находятся на полном самообслуживании, учатся готовить, изучают лекарственные растения, заготавливают лекарственное сырье. ягоды для варенья, ловят рыбу, купаются, загорают, живут целый месяц в палаточном лагере. Это настоящая школа закаливания. Желающих попасть в лагерь много. Отбор идет по принципу: половина на половину. Половина участников палаточного лагеря уже имеет опыт проживания в таких условиях, они достаточно закалены и умеют организовать быт лагеря. Вторая половина – это новички, малыши и ослабленные ребята. Через месяц их не узнать. Они перестают болеть простудными заболеваниями, становятся значительно спокойнее и уравновешеннее, успешнее справляются со школьными нагрузками.
Очень эффективны занятия кружка «Юный фермер». Он действует круглогодично. Ребята постарше осваивают навыки обращения с домашними животными, в особенности с лошадьми, учатся запрягать их, кататься верхом, ухаживать. А малышам катание на лошади верхом и на санях – зимой, или на телеге – летом позволяет снять чрезмерное эмоциональное напряжение, дает психологическую разгрузку. Иппотерапии уделяется большое внимание, так как она в большой мере способствует снятию агрессивности, стрессов. У детей снижается заболеваемость, хронические заболевания носят неяркий, стертый характер.
Регулярно по плану работы школы-интерната проводятся Дни здоровья, спортивно-массовые мероприятия, соревнования по различным видам спорта. Ежедневно все воспитанники выполняют утренний комплекс физических упражнений, в начальных классах – физкультминутки.
Профилактика правонарушений
В этом году из-за притока новых воспитанников воспитательная работа значительно осложнилась. У вновь прибывших детей отмечается низкий уровень интеллектуального развития, высокая степень агрессии, неустойчивые связи между родственниками, несформированность понятия семьи, достаточно слабое здоровье, грубость в общении, немотивированность поступков.
Из этих детей сложилась довольно большая группа риска, на которую следует обратить пристальное внимание в этом учебном году и держать их под постоянным контролем.
Согласно плану воспитательной работы, в рамках реализации задачи по формированию нравственных качеств у учащихся в целях предупреждения и профилактики правонарушений и употребления ПАВ среди детей и подростков в школе осуществлялась следующая деятельность:
- оформление необходимых нормативных документов на учащихся, постановка на внутришкольный учет и на учет в КДН
2011-2012
2012-2013
Внутришкольный учет
11
15
КДН
9
14
- составлен и утвержден план совместных мероприятий с КПДН при администрации профилактического характера на 2012-2013 учебный год. Налажена связь с инспектором ПДН. инспекторами КДН в школе проводилась беседа с подростками по теме: «Правонарушения и уголовная ответственность». В этом направлении проводится следующая работа: 
· - классными руководителями и воспитателями проводятклассные часы, индивидуальные беседы по профилактике правонарушений, употребления ПАВ.
· - организована работы школьного Совета профилактики, на котором рассматриваются текущие вопросы, вопросы постановки учащихся на внутришкольный учет, снятия с учета, корректируется план работы по профилактике;
· - социальный педагог и группа сопровождения , проводят отслеживание занятости учащихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН, в свободное время, в период каникул, привлечение их к занятиям в кружках, спортивных секциях.
· Все учащиеся группы риска, «трудные» подростки заняты в кружках и секциях при школе, 6 человек посещают районную секцию по футболу . 
· Ведется работа психологической службы школы с учащимися, склонными к девиантному поведению .
· строго отслеживается посещение, пропуски учебных занятий.
· уровень правонарушений, к сожалению, оставляет желать лучшего. Однако школа не снимает с себя ответственности.
В новом учебном году планируем больше внимания уделить правовому всеобучу, психологической службе провести более глубокие исследования по выявлению детей, склонных к девиантному поведению, суициду, проводить психологические тренинги, администрации школы продолжить  методическую учебу классных руководителей и воспитателей по работе с детьми, склонными к правонарушениям.
Общественная организация
В агрошколе создана детская общественная организация «Бригантина», основными направлениями деятельности которой являются: патриотическое, гражданско-правовое и экологическое воспитание. Члены детской организации являются активными участниками районных и областных акций. В этом году наши ребята были награждены грамотами районного совета детских организаций за активное участие в акциях «Земляки на службе Отечеству», «Друзья птиц», «Дети детям». Проводилась большая тимуровская работа. Ребята помогали одиноким людям укладывать дрова, работали на огороде, в их адрес поступали слова благодарности от самих пенсионеров, от соседей, а также от отдела по делам молодежи. Следует отметить, что здесь часто проявляли себя «трудные» ребята. Живого общения не хватает как пенсионерам, так и нашим детям.
Выводы: В целом, можно сказать, что  воспитательные задачи, поставленные на 2012-2013 учебный год, выполнены:
- организация и проведение воспитательных  мероприятий осуществлялись, исходя из интересов,  интеллектуальных и физических возможностей учащихся,
что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий;
- все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко  и неординарно проявлять свои творческие способности;
- воспитательная работа школы основывалась на принципах  сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Но перед детьми стоят еще проблемы выбора профессии. Не все выпускники прошлого года сразу смогли определиться с выбором профессии. Педагогическому коллективу необходимо работать в этом направлении.
Исходя из вышесказанного, учитывая потребности воспитанников и необходимость развития воспитательной системы школы в 2013-2014 учебном году необходимо решать следующие воспитательные задачи:
1.Создание условий для сохранения и укрепления  здоровья воспитанников;
2. Создание условий для самореализации  личности каждого ребенка;
3.Формирование в школьном коллективе среди детей и взрослых  уважительного отношения к правам друг друга;
4.Повышение эффективности работы по воспитанию  гражданственности, патриотизма, духовности;
5.Формирование у детей нравственной и правовой культуры;
6. Необходимо усилить работу с трудными подростками,
состоящими на внутришкольном учете, на учете в ИДН, КДН
Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.
За последнее время существенно укрепилась материальная база школы.
По программе «Комплекс мер по модернизации региональной системы общего образования» поставлено оборудование для оснащения кабинетов:
Физики – 343 652 рублей
Химии – 392 765 рублей
«Правила дорожного движения» -263 583 рубля
Получено оборудование зубоврачебного и физиотерапевтического кабинетов для школьного медицинского пункта на сумму 319 989 и 140 011 рублей
Приобретено теплиц на сумму 200 000 рублей.
Передано в школу инвентаря на 48 300 рублей.
Приобретен легковой автомобиль «Лада Гранта» стоимостью 291 000 рублей.
ЗАО «Союзмебель» предоставила школе фрезы для обработки древесины.
ЗАО «Локня – Мебель» - сверлильно-присадочный станок.
ЗАО «Псковская швейная фабрика «Славянка» лоскут ткани – 250м.
Школа морально уже готова к переходу в новое состояние.
В развитии учреждения, по мере целенаправленного перевода её в качественно новое состояние, наблюдаются общие противоречия между:
•  необходимостью работать в условиях развивающего обучения, переходя в инновационный режим и отсутствием умений учителя работать в этих условиях по причине недостаточных знаний;
•  необходимо корректировать цели методической работы школы и неизменностью его организационной структуры в зоне ближайшего развития;
•  пониманием необходимости качественного долгосрочного программного управления развитием школы-интерната и элементами спонтанного управления, не учитывающими закономерностей целенаправленного развития школы;
•  личностно-гуманным подходом к воспитанию, в основе которого лежит развитие «сущностных сил» каждого ребёнка, и массовым «мероприятийным» подходом к воспитательной работе, где в основе лежат количественные показатели;
•  стремлением педагогического коллектива внедрить основы индивидуально-творческого подхода к обучению и воспитанию и недостаточно полной реализацией этого принципа по причине больших затрат времени на работу в диагностическом режиме.
На основе этих противоречий, актуальных для целенаправленного развития школы, мы выходим на конечные цели развития школы:
•  усовершенствование научно-методического обеспечения школы, в основе которого лежит системно-деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение, направленное на внедрение исследовательских умений;
•  обновление содержания образования, предполагающее:
a) новый подход к развитию профориентационной работы в школе;
б) поиск новых универсальных средств развития школы;
в) подготовка учителей к овладению новыми методами и приемами обучения и воспитания;
г) научно-методическое обеспечение новых технологий образования и механизмов их реализации.




 Смотрите также
Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
Агрошкола встречает немецких гостей
19.07.2014, 20:50
Агрошкола встречает немецких гостей
19.07.2014, 20:50
Встреча со спортивным клубом "Супер фитнес"
08.06.2014, 00:41
Подарок от коллектива финансового управления
07.06.2014, 23:30
Спасибо детскому фонду за праздник
07.06.2014, 08:11
Музей Агрошколы вошел в число лучших музеев Псковской области
02.06.2014, 00:11
День Пионерии
21.05.2014, 11:26
Митинг к Дню Победы
09.05.2014, 00:55
Новый успех Ирины
09.05.2014, 00:39
Успех на конкурсе психологов
30.04.2014, 13:32
Пасха в "Агрошколе"
21.04.2014, 01:37
Успехи фотографов из Агрошколы
21.04.2014, 00:43
Успех на конкурсе "Формула успеха"
21.04.2014, 00:34
Победа на Всероссийском конкурсе
21.04.2014, 00:12
С медалями из Москвы
08.04.2014, 16:59
Успешнон выступление ДОО "Бринантина" на районном Празднике Здоровья и спорта
08.04.2014, 11:28
2 место на областном чемпионате по мини-футболу
08.04.2014, 10:24
Повышаем квалификацию
07.04.2014, 21:42
На зональном фестивале
28.03.2014, 02:51
Я выбираю жизнь
14.03.2014, 17:23